В Челябинске директор школы прокомментировал классный час о вреде мата

0
10

В Челябинске директор школы прокомментировал классный час о вреде мата

В Челябинске назначена проверка в одной из общеобразовательных школ, где для первоклассников организовали классный час о вреде нецензурных выражений. По версии родителей, в ходе урока малышей попросили назвать некрасивые слова, которые пытливые умы успели почерпнуть из общения со старшими. После чего класс буквально взорвался — отзывчивые дети начали наперебой выкрикивать фразы, которые русский человек употребляет, лишь угодив молотком по пальцу. Скандал дошел до городского комитета образования, и чиновники пообещали детально разобраться. Как сообщила "РГ" представитель ведомства Екатерина Самарина, обращение от родителей зарегистрировано и на него будет подготовлен официальный ответ. Однако так ли уж виновата школа и ее инициативный педагог?

— Мы не можем оградить ребят от того, что происходит вокруг них — в семье, на улице и даже на школьном дворе, — рассказывает директор школы. — И, если они слышат нецензурные слова, мы должны этому как-то противостоять. Нужна воспитательная работа, чтобы ребенок отличал добро от зла, хорошее от плохого. Соответственно, абсолютно нормально говорить детям: нецензурные слова — это плохо. У нас была информация, что именно в этом классе многие не стесняются в выражениях. И штатный педагог-психолог предложил такой урок. Вы можете ознакомиться с его планом, ничего предосудительного или провокационного в нем нет.

Собственные источники "РГ" подтвердили: педагог проводил плановое внеклассное занятие, имевшее целью разъяснить подрастающему поколению, какие слова не следует говорить и почему они выведены за рамки общеупотребительной лексики. Однако не исключено, что во время урока что-то могло пойти не так. И эту версию частично подтвердили в школе.

— В плане урока действительно есть момент, когда педагог спрашивает, знают ли ученики плохие слова, — рассказали корреспонденту "РГ". — В ответ вы можете промолчать или признаться, что знаете. А можете начать их выкрикивать, хотя вас об этом никто не просил. В классе, к сожалению, нашлись и такие. И это очень тревожный показатель. Однако педагог повернула разговор в нужное русло и объяснила, почему такие слова следует раз и навсегда забыть.

Эту версию подтверждают и родители — со слов детей. Одни говорят, что вопрос учителя о некрасивых словах вызвал в классе ажиотаж. Другие вспомнили возникшую тишину и недоумение учеников. Каждый ребенок рассказал о происшествии по-разному, исходя из собственного отношения к происходившему.

Комментарий

Ольга Голдфарб, доцент кафедры специальной и клинической психологии ЧелГУ, кандидат наук:

— Очень здорово, что в школах наконец вспомнили о воспитательной работе. Конечно, всему нужно время. Сегодня мы на пороге смены парадигм, правил, методик. Но, как говорится, двигаемся в верном направлении. К поступлению в школу большинство детей уже прекрасно ориентируется, какие слова относятся к ненормативным, соответственно, нужно разбираться, почему они их используют.

Причины могут быть разными: внутренняя повышенная агрессия ребенка, недостаток внимания со стороны родителей и учителей, возможно, лидеры детской группы относятся к асоциальной среде.

Искать причины лучше индивидуально и, выяснив их, проводить общее обсуждение, во время которого важно объяснить, что оскорбительные слова прежде всего унижают достоинство того человека, который их произносит, свидетельствуют о его низком интеллектуальном, социальном и эмоциональном статусе. А потом подвести детей к принятию общих правил — отказаться от таких слов при общении друг с другом.

Важно, что такое обсуждение в классе состоялось, и первоклашкам напомнили: знать некрасивые слова и употреблять их — не одно и то же.