Почему в Новосибирской области не могут найти инвестора для пансионата для пожилых

0
4

Почему в Новосибирской области не могут найти инвестора для пансионата для пожилых

В Новосибирской области нет ни одного дома престарелых, открытого с помощью механизма государственно-частного партнерства. При этом региональные власти четвертый год подряд включают пансионат для пожилых людей в перечень объектов, по которым должны быть заключены концессионные соглашения. Годы идут, но желающих его построить так и нет. «РГ» решила выяснить почему.

Почему в Новосибирской области не могут найти инвестора для пансионата для пожилых

Перечень объектов для концессий в регионе обсуждают и утверждают каждый год. Депутат областного парламента Федор Николаев называет это "офертой для бизнеса" — инвесторы должны представлять, в каких объектах заинтересовано государство, и иметь возможность выбрать. Однако в случае с пансионатом для пожилых оферта оказалась невнятной. Власти на протяжении довольно долгого времени не смогли сформулировать, что и на каких условиях они предлагают, несмотря на все старания "РГ" вникнуть в этот вопрос. В региональном министерстве труда и социального развития заявили, что поиском инвесторов занимаются их коллеги в министерстве экономического развития, и посоветовали обратиться туда. А в минэкономразвития, с недельку поразмышляв над запросом газеты, направили его "по компетенции" — в министерство труда и соцразвития. В минтруда и соцразвития, не дрогнув, повторили: вопросы поиска инвесторов — в компетенции минэкономразвития. На этом мой официальный диалог с двумя властными структурами, якобы заинтересованными в строительстве пансионата для пожилых, завершился.

Не буду предполагать, что с инвесторами в министерствах работают так же эффективно, как и с журналистом. И все же более скудную "оферту" трудно себе представить. Известно лишь, что пансионат, для строительства которого регион ищет партнера, должен быть рассчитан на 150 мест. И есть земельный участок на территории Мочищенского сельсовета (это под Новосибирском), на базе имущественного комплекса "Кристалл". Удивительно, но в Мочищенском сельсовете "РГ" тоже не смогли ничего сказать об этом земельном участке, заявив, что не в курсе таких проектов, и посоветовав обратиться в соседний Станционный сельсовет…

Тем не менее знающие люди подтвердили, что участок все-таки есть. А министр труда и социального развития Новосибирской области Ярослав Фролов, комментируя пресловутый список объектов в Заксобрании, сказал, что именно с земельным участком, с его межеванием, есть сложности, которые власти надеются на этот раз преодолеть. По каким причинам это не удалось сделать за три предыдущих года, увы, неизвестно.

Что конкретно не так с участком — добиться ответа на этот вопрос "РГ" так и не удалось.

Алексей Коваленко, директор Центра развития ГЧП Агентства инвестиционного развития Новосибирской области, прокомментировал создание домов престарелых с использованием механизма ГЧП в общих чертах, не касаясь конкретного объекта. Плюсы такой работы, по его словам, в том, что эта сфера инвестиций становится более привлекательной. Минусы же, во-первых, в трудностях при подборе земельного участка, который одновременно учитывал бы и транспортную доступность (в городе или недалеко от него), и рекреационные возможности — например, лес, парк, водоем рядом. Во-вторых — финансовый вопрос, опыт, мол, строительства социальных объектов у многих компаний есть, но "эксплуатация — совершенно другое дело. Тут не до конца понятен спрос на такие услуги на коммерческой основе", подчеркнул Алексей Коваленко.

Чиновники возводят вокруг сферы социальных услуг такой частокол правил, что закрывают предпринимателям легальную дорогу в этот бизнес

Насчет спроса с Алексеем Коваленко можно поспорить. Частные пансионаты для пожилых в Новосибирской области отнюдь не пустуют, хотя плата за содержание там превышает среднюю зарплату в регионе — 40 тысяч рублей. Кстати, один из участников рынка этих услуг (фамилию он просил не называть. — Авт.) считает, что эту сферу в принципе хорошо бы сделать частной, избавившись от государственных стационаров. По его твердому убеждению, бизнес способен, не взяв у государства ни единого рубля сверх той суммы, которую оно выделяет на содержание стариков сейчас, сделать дома ветеранов образцовыми. Потому что средств-то хватает, а вот как они расходуются госструктурами — другой вопрос. По словам собеседника "РГ", ему часто приходится по просьбам обратившихся к нему людей забирать их родственников из государственных соцучреждений. Они жалуются на грубость персонала и плохие условия содержания.

А вот от любого партнерства с государством бизнесмен с некоторых пор воздерживается — у него был подобный опыт, и он оказался печальным. С тех пор на эту "поляну" он больше ни ногой. По его словам, государство — вернее, чиновники-исполнители — почему-то считает, что цель любого бизнесмена — украсть бюджетные деньги. И возводят вокруг сферы социальных услуг такой частокол правил, часто совершенно неисполнимых, что практически закрывают предпринимателям легальную дорогу в этот бизнес. Именно этим, вероятнее всего, объясняется большое количество незаконно организованных домов престарелых, о которых мы узнаем только после случившихся там пожаров и гибели людей. Легально войти в этот сегмент слишком тяжело, и в результате закручивание гаек приводит к противоположному результату — росту "черного рынка" стационарных социальных услуг. "Нет прозрачных и понятных правил игры, — убежден предприниматель. — К разным компаниям предъявляют разные требования, это дезориентирует".

Таким образом, уровень партнерства государства и бизнеса в этой сфере пока, можно сказать, стремится к нулю — во всяком случае, в Новосибирской области. И обе стороны испытывают друг к другу скорее недоверие.

Комментарии

Игорь Салов, председатель попечительского совета "ОПОРЫ РОССИИ":

— Законодательство о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве существует давно, но, по моей личной оценке, в Новосибирской области недостаточно удачных примеров его реализации, а в областном центре с этим просто беда. Что этому мешает? Использование подковерных коррупционных схем. Нежелание и неспособность чиновников работать с инвесторами. Документацию, касающуюся инвестиционных проектов, составляют так, что маржинальность этих проектов становится нулевой. Какой инвестор будет их рассматривать? Я считаю, что эффективность работы мэров необходимо рассматривать с точки зрения создания инвестиционной привлекательности муниципалитетов. Главы городов и регионов должны лично отвечать за это направление работы и лично им заниматься. Кроме того, необходимо обучать чиновников работать с тем законодательством, которое есть. Учить их составлять инвестиционные договоры и концессионные соглашения так, чтобы были желающие по ним работать.

Игорь Галл-Савальский, председатель областной организации Всероссийского общества инвалидов:

— Вне всякого сомнения, дом престарелых, построенный на условиях государственно-частного партнерства, нужен людям и нужен региону. У тех, кто нуждается в социальном обслуживании, должен быть выбор, и чем он многообразнее, тем лучше. Может быть, появление такой организации не очень выгодно тем, кто сейчас оказывает эти услуги, ведь новый участник этого рынка заставит их конкурировать. Но пожилым людям это пойдет только на пользу.