Мединский объяснил, почему в историческом кино допустимы гиперболы

    0
    104

    Мединский объяснил, почему в историческом кино допустимы гиперболы

    Парни в белых мундирах по команде дирижера вскинули трубы — и заиграли «День Победы», а потом пошли марши, вальсы… После этой живой музыки, исполненной духовым оркестром Первого музыкального кадетского корпуса им. А. В. Александрова Московского государственного института культуры, в шатре «История Отечества» и появился министр. Глава Министерства культуры Владимир Мединский также является председателем Российского военно-исторического общества, выступившего на книжном фестивале "Красная площадь" соорганизатором работы площадки "История Отечества". Но разговор министр повел не о книгах, а о кино.

    "Книга и кино неразрывны, а в основе качественного исторического кино, как правило, лежит хорошая книга", — объяснил министр собравшимся зрителям (или читателям?).

    Историческое кино — работа трудоемкая, требующая творческих усилий не только от актеров и режиссеров, но и от ученых, инженеров, художников по костюмам и, конечно, от авторов-сценаристов. Потому и снимать его гораздо тяжелее, чем артхаус, говорил министр. И творческие усилия отечественных производителей отечественного кино в последние годы не проходят даром.

    В топ-10 самых кассовых российских фильмов за последние 9 лет лидируют фильмы на исторические темы — и по количеству зрителей, и по сборам. На такое кино зритель стал ходить в два раза чаще, чем несколько лет назад, почти треть российской зрительской аудитории смотрит историческое кино.

    — Поддержка российского исторического кино — в числе главных социальных функций Министерства культуры, — говорил министр. — Мы так и просвещаем людей, и пропагандируем отечественную историю. И оказывается, что людям, судя, в том числе, и по сборам, история Евпатия Коловрата не менее интересна, чем история успехов наших спортсменов и история панфиловцев, и история жизни святителя Руси князя Владимира.

    — А знаете ли вы, кем служил писатель Борис Васильев, автор повести "А зори здесь тихие"? — публика в шатре ответа на вопрос министра не знала. Оказывается, Васильев командовал женским батальоном. Основой же для книги — а вслед за ней и фильма — стала история, когда немецкий десант вышел в советский тыл со спецзаданием и лишь случайно наткнулся на отдаленную заставу с несколькими ранеными красноармейцами во главе со стариком-сержантом. Наши приняли бой, задержали немцев до подхода основных сил и уничтожили почти всех немецких суперсолдат. И, как и в книге, все, кроме старика-сержанта, погибли. Васильев вместо раненых бойцов написал про девушек — потому что, наверное, знал, как те воюют. Насколько важна историческая правда, насколько должны художественные произведения соответствовать исторической правде — на этой проблеме министр культуры остановился отдельно. По его мнению, тут не стоит перегибать палку — кино все-таки творческий продукт, а для решения творческих задач прибегнуть к гиперболам, переосмыслить историческую правду ради усиления художественного эффекта — возможно.

    — Режиссер великой "Баллады о солдате" Григорий Чухрай воевал — и, думаю, хорошо знал, что в 1941 году погон на советской форме не было, — говорил Мединский. — Но фильм предназначался для показа на Западе, где советского солдата-освободителя помнили с погонами на плечах.

    Эсэсовцы в экранизации романа Юлиана Семенова "Семнадцать мгновений весны" изображены в черной форме — в то время как военнослужащие этих подразделений не носили ее с 1940 года.

    — Но, согласитесь, так эффектнее, страшнее, — поделился впечатлениями министр культуры.

    Разговор о соответствии художественного и реального продолжился в ответах Владимира Мединского на вопросы — после того, как министр рассказал о состоявшихся и грядущих премьерах российского исторического кино (речь шла о фильмах "Зоя", "Коридор бессмертия", "Союз спасения" и других). Отдельного разговора удостоился фильм "Братство" Павла Лунгина — Владимир Ростиславович не согласился с упреками в исторических неточностях и преувеличениях. Тем более что сюжет фильма основан на мемуарах генерал-полковника Николая Ковалева, бывшего руководителя ФСБ, участника афганской войны.

    Больше новостей с фестиваля "Красная площадь" смотрите на сайте ГодЛитературы.РФ.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ